4 модуль обучения по направлению Эрготеоапия. Медико- социальный институт, Санкт-Петербург.
Обучение нашей мамы, Татьяны Стецик, проводится при поддержке Фонда президентских грантов.
В этом модуле содержится материал по перемещению пациента, когнитивному развитию человека, и оценке такого развития, оценке функций руки ребёнка и взрослого, коммуникации. Весь материал сопровождается разбором кейсов, тестовыми и контрольными работами.
Итак, всё о перемещении: как правильно перемещать пациента и как сохранить при этом свое здоровье и силы. Большинство родителей, у которых дети имеют тяжёлые двигательные нарушения, имеют проблемы со спиной. И понятно: ребёнка надо поднять, одеть, перенести с кровати в коляску, из квартиры на улицу. А если это 5 этаж и нет лифта? Зачастую просто проблематично усадить взрослого лежачего пациента, кажется, что это непосильная задача.
Обучающиеся разбирали и продумывали варианты перемещения из положения лежа. В ходе выполнения задания стало понятно, как важно, чтобы пациент сам мог участвовать в этом процессе. Так становится намного легче за ним ухаживать. Еще в помощь ухаживающему могут применяться такие специальные средства, как рукав, простыня и доска для перемещения. И ещё, оказывается, можно без особых усилий, ужерживая подушку с двух сторон, посадить человека из положения лежа, просто перераспределив вес тяжести и использовав принцип качелей.
Отдельно обучающиеся разбирали тему позиционирования и перемещения ребёнка. Эта процедура кажется простой, пока ребёнок маленький. Но когда он вырастет, маме сложно будет физически его поднять. Поэтому нужно учить ребёнка принимать активное участие в процессе. К примеру, поднять ребёнка из опоры для сидения после занятия просто: обхватываем вокруг корпуса и поднимаем. На долго ли хватит спины родителя? Конечно нет. Необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок, найдя точку опоры, при помощи взрослого, встал на ноги сам, выполнил усилия и движения. В этом и будет заключаться реабилитация в быту, которая необходима детям с двигательными нарушениями каждый день, а не по два курса в год.
Ухаживать за пациентом с двигательной патологией сложно для ухаживающего. Задача эрготерапевта его этому научить.