История метода
Хотя сегодня анималотерапией занимаются на профессиональном уровне, метод все еще считается нетрадиционным.
Его история уходит корнями вглубь тысячелетий. Например, древние египтяне не только поклонялись кошкам, но и держали их в своих домах, поскольку знали, что кошачье мурчание способно восстанавливать эмоциональные силы и благотворно влиять на самочувствие. Древние греки предпочитали заводить собак, а величайший врач древности Гиппократ стал первооткрывателем пользы верховой езды.
Официально создателем методики принято считать детского психиатра Бориса Левинсона из США. В какой-то момент он решил привлечь свою собаку к работе с маленькими пациентами и обнаружил удивительный эффект: дети с психическими расстройствами начали демонстрировать усидчивость, проявлять позывы к коммуникабельности и эмпатии.
Принцип действия занятий в рамках анималотерапии
Общение ребенка с животным может выстраиваться по двум принципам: ненаправленному и направленному. В первом случае речь идет не регулируемом взаимодействии с питомцами (т.е. практически в каждом дом, где есть домашнее животное, иногда проходят сеансы анималотерапии). Направленная терапия включает разработку программы специалистами и привлечение к работе специально обученных животных.
Эффективность анималотерапии:
Психофизиологическая: помогает избавиться от последствий стресса, регулирует работу нервной системы и психики, избавляет от угнетенных и депрессивных состояний.
Психотерапевтическая: существует немало случаев в нашей и западной практиках, когда дети с аутистическими расстройствам демонстрировали заметное улучшение состояния после общения с собаками и кошками: развивалось умение налаживать контакт с другими людьми.
Реабилитационная: животные могут стать замечательным помощником в социальной реабилитации. Прогулка с собакой, кормление или уборка за кошкой – такие действия позволяют ребенку обучиться самостоятельности и сформировать понятие ответственности.
Виды анималотерапии:
- иппотерапия – катание верхом на лошади, выполнение различных физических упражнений в седле и контакт с животным;
- дельфинотерапия – активно используется для реабилитации детей с аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП. Занятия с дельфинами, как и с лошадьми, обязательно проходят под руководством профессионального инструктора;
- канистерапия – такое сложно и загадочное название на самом деле означает общение с собакой! Эти очаровательные животные способны удивительным образом влияет на состояние ребенка, начиная от нормализации работы сердца и заканчивая стабилизацией эмоционального состояния. Строгих требований к породе нет – это могут быть лабрадоры, ретриверы, хаски и лайки, овчарки и многие другие собаки, за исключением бойцовых пород;
- фелинотерапия – общение с кошками. Хотя кошки не так склонны к коммуникации, как собаки, они так же успешно участвуют в анималотерапии. К примеру, мурчание лежащей на коленях кошки оказывают целебное действие на весь организм: налаживается сердцебиение, активизируется иммунитет.
Стоит ли пробовать
Если вы давно задумываетесь о том, чтобы завести домашнего любимца, стоит попробовать. Однако оценивайте свои силы реально: щенок или котенок требуют времени и внимания, их так же необходимо воспитывать, чтобы не сталкиваться в дальнейшем с неприятностями в виде погрызенной мебели или царапин на руках.