Об арт-терапии в работе с особенными детьми говорят много. Кто-то считает эффективными одни направления, кто-то другие, но все специалисты сходятся в едином мнении, что творчество позволяет ускорить процесс абилитации ребенка.
Задачи арт-терапии
В перечень возможностей этого направления работы с особенными малышами традиционно включают борьбу со стрессовыми состояниями, снижение уровня тревожности и даже выплеск скрытой, накопленной агрессии, с которой ребенок не в состоянии справиться.
Особого внимания заслуживает развитие внимания и мелкой моторики, которое особенно выражено при работе с мелкими фактурами − песком, камнями, аппликациями. На таких занятиях ребенок лучше контролирует свои движения, проявляет аккуратность и неторопливость там, где это требуется.
Но главное, занятия творчеством помогают ребенку увидеть мир под разным углом, научиться понимать его, воспринимать его и осознавать.
Механизм действия
Чтобы понять механизм действия арт-терапии, потребуется немного вникнуть в особенности физиологии человеческого мозга. Во время творческого процесса активно задействовано правое полушарие − оно формирует образы глобально, ориентируясь на ритм, эмоции, интуицию, словом, все бессознательное.
Левое полушарие обрабатывает информацию, полученную в ходе творчества. Его рационально-логическая работа завершается формированием прочных нейронных связей, которые в итоге способствуют нормализации психического развития.
То же самое происходит, когда малыши с ограниченными возможностями здоровья проходят курс арт-терапии. Правое полушарие передает образную информацию левому, которое, в свою очередь, формирует более здоровые образы и мягко корректирует нарушения в процессе работы мозга.
Виды арт-терапии
Существует множество методик и техник арт-терапии, предназначенных для работы с детьми с ОВЗ. Занятия могут проходить индивидуально или в группе, включать один или несколько этапов. По типу творчества их можно поделить на три группы:
- Изотерапия. Сюда входят все методики, связанные с рисованием или письмом. Инструментом выступают краски, фломастеры, карандаши. Сюда же можно отнести лепку, моделирование.
- Музыкотерапия. Лечение с помощью музыки, которое подразумевает как прослушивание музыкальных композиций, так и вокальные и голосовые упражнения.
- Терапия с применением природных материалов. Сухие листья, аппликации из цветной бумаги, творчество с помощью цветного песка − замечательная тренировка для тренировки внимания и развития мелкой моторики.
Эффективность терапии
У детей с ОВЗ, в чью абилитацию включены творческие занятия, наблюдается значительное улучшение эмоционального фона. Избавляясь от накопленного негатива и полностью расслабляясь, ребенок начинает активно общаться с внешним миром через собственное творчество.
Кроме того, в процессе занятий малышу неизбежно приходится развивать навыки общения − с педагогом или с другими ребятами. Он учится дружить, помогать и просить помощи, правильно оценивать действия других детей, адаптироваться к среде, которая его окружает.