12 января 2019

Ходунки "Ардос". Инструкция по применению

Для родителей детей, страдающих заболеваниями ЦНС, а именно ДЦП, диагноз врача звучит зачастую, как приговор. На данный момент существует  множество методик и приспособлений для реабилитации таких детишек. Расскажем об одном из них. Ходунки "Ардос". 

Детский церебральный паралич — это заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного и спинного мозга. Детский церебральный паралич сопровождается значительным ограничением двигательной активности. Гипокинезия приводит к ухудшению функций не только двигательного аппарата, но и всех систем организма. Физические упражнения уменьшают вредное влияние гипокинезии и являются профилактикой и устранением гипокинетических  расстройств.
Совершенствование индивидуальных режимов общего физического развития и двигательной активности является определяющим фактором физической реабилитации, социальной адаптации и полноценной интеграции инвалидов в обществе. При этом чаще всего требуются не «щадящие» упражнения, а ежедневные тренировки разной интенсивности и различного объема. Кроме того, одна из главных целей реабилитации – адаптация ребенка к максимально полному участию в жизни общества, ограничение степени инвалидности и развитие не пострадавших от болезни способностей: интеллекта, восприятия окружающего мира, зрительно-двигательной координации. При этом процесс реабилитации строго индивидуален и зависит от степени инвалидности и интеллектуального развития ребенка.

Важное значение имеют специальные упражнения по подготовке и развитию самостоятельной ходьбы. Для этого ребенка следует обучить правильной вертикальной постановке головы и туловища по отношению к опорной поверхности; умению перемещать центр тяжести на опорную ногу, равномерному распределению массы тела на обе ноги.
Вначале ребенка обучают вставанию и ходьбе с поддержкой,  при этом необходимо обратить внимание на правильное распределение центра тяжести тела и сохранение равновесия. С этой целью тренируют ходьбу с опорой на передвигающийся впереди утяжеленный стул, коляску с грузом, учат ходить в брусьях и ходунках.
Всем этим принципиальным требования физической реабилитации детей с ДЦП соответствуют ходунки «Ардос». Их преимуществом является:

  • Постоянное чувство поддержки за спиной.
  • Дозированное обеспечение ребенка необходимым количеством движений;
  • Ходунки позволяют высвободить руки ребенка и, следовательно, позволяют выполнять специальные корригирующие приемы по стимуляции реакций равновесия. Специфика упражнений дифференцируется в зависимости от формы ДЦП. Возможность стояния и ходьбы у детей с церебральным параличом зависит от степени поражения ног, развития контроля головы и реакций равновесия. Становление этих функций значительно затрудняется, если ребенок не может использовать руки для поддержки.
  • Гибкое крепление к инструктору позволяет использовать уже изученные ребенком основные двигательные навыки, применяя их в различных сочетаниях и в различных условиях. Сюда могут быть отнесены самые разнообразные перемены положения тела в комбинации с захватами, бросками предметов, задания на равновесие, преодоление каких-либо препятствий и пр. Для улучшения подвижности и координации движений, также можно использовать упражнения с мячом. Упражнения с различными мячами (малыми, большими) динамичны и эмоциональны, способствуют развитию силы, координационных способностей, быстроты простой и сложной двигательных реакций, требуют способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Они эффективно влияют на развитие как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения), так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ) и используются в качестве общеразвивающих, подготовительных и специальных упражнений в физической реабилитации детей с двигательными нарушениями.
  • Ходунки позволяют ребенку вместе со взрослым выполнять работу по дому (в игровой форме), что способствует активной социализации.

В основе применения ходунков лежат принципы работы проприоцептивной чувствительности. Данная методика позволяет добиться выполнения движений, которые пациент по каким-либо причинам не может произвести самостоятельно (которые не входят в его спонтанную моторику). Благодаря стимуляции происходит формирование и закрепление движения на более высоких уровнях ЦНС, а значит, появляются новые, правильные статические и динамические стереотипы по принципу «мышечной памяти», увеличивается двигательная активность.

Методически использование ходунков «Ардос» рационально проводить в три этапа.

  1. Формирование правильных фаз ходьбы, коррекция способности удержания конечностей и туловища в заданной позе. Приемы использования ходунков в зале с целью ритмической стабилизации тела и контролируемой мобильности.
  2. Формирование и закрепление способности к удержанию правильной позы во время ходьбы, отработка правильной поступи шага, его симметрии и скорости ходьбы. Ходьба в костюме «Ардос» по залу в разных направлениях, вперед спиной, приставным шагом на встречном сопротивлении. Ходьба в костюме «Ардос» на беговой дорожке с различными скоростными режимами и углами полотна тредбана. В завершении каждого тренинга удержание позы или ходьба без костюма.
  3. Дальнейшее развитие правильной поступи шага, его симметрии и скорости ходьбы. Развитие подвижности и координации движений, концентрации и переключения внимания. Ходьба в костюме «Ардос» на беговой дорожке с различными скоростными режимами и углами полотна тредбана. Ходьба в костюме «Ардос» с разнообразными приемами перемены положения тела в комбинации с захватами, бросками предметов, задания на равновесие, преодоление каких-либо препятствий и пр. В завершении каждого тренинга удержание позы или ходьба без костюма.

Тренинг двигательных навыков должен начинаться с выполнения наиболее простых, но «узнаваемых» мышечно-суставной системой и ЦНС движений. Большая часть движений на этом этапе выполняется пациентом активно-пассивно, при умелом «ручном» управлении специалиста. Степень физической поддержки от педагога зависит от состояния супраспинального двигательного контроля у ребенка. Выполняемые ребенком двигательные образцы работают на уровне мышечного синергизма, они стимулируют слабые мышцы и через механизмы ЦНС вовлекают их в активное сокращение, тем самым функционально пациенту обеспечивается возможность для активных действий.
На втором этапе, когда ребенок способен удерживать правильную позу и передвигаться правильно, проводится отработка правильной поступи шага, его симметрии и скорости ходьбы. Правильная ритмичная нагрузка усиливает воздействие на мышечный и суставно-связочный аппарат, усиливает импульсы проприорецепторов и стимулирует функцию двигательных центров ЦНС.

Основная задача третьего этапа – адаптация ребенка к ситуациям, способствующим развитию максимально полного участия в жизни общества.
Одним из основных критериев в дозировании нагрузки на занятиях должно являться измерение частоты сердечных сокращений. При правильном построении занятия максимальное учащение пульса не должно превышать более чем на 50% исходной частоты сердечных сокращений.
Для оценки эффективности методики применения ходунков «Ардос» возможно применение и определённых педагогических методов.

Материалы сайта  http://ardos-hodim.ru/

Поделиться новостью