18 июня 2018

Инклюзивное образование: перспективы, возможности, проблемы

Инклюзивное, то есть включающее образование – специально разработанная методика, позволяющая детям с особыми потребностями учиться на равных вместе со своими сверстниками в обычных школах. Предпосылки к введению инклюзии появляются еще в 70-е годы, на Западе.

Принципы и положительный результат

Традиционная школа требует от ребенка стандартизированных знаний и усредненного уровня интеллектуального и физического развития. Малейшее отклонение от нормы ведет в специализированные профильные учреждения. Так у особенного ребенка формируется обособленность, отчужденность от сверстников, возникают проблемы в настраивании коммуникации с людьми, и в дальнейшем – полная неконкурентоспособность на рынке и в целом в жизни.

Инклюзивное образование нацелено на изменение этого по-настоящему печального положения.

Его принципы:

  1. Каждый ребенок – уникален и ценен, независимо от способностей.
  2. Качественное образование, позволяющее развить и обрести определенные навыки, возможно лишь в обществе своих сверстников и при налаживании реальных взаимоотношений.
  3. Адаптация особенных детей становится гораздо успешнее в толерантном обществе – а совместное обучение является одним из шагов на пути к его формированию.

Главный плюс инклюзии – постепенное создание гибкой образовательной среды, которая работает не по усредненному стандарту, но учитывает особенности каждого ребенка. Активная социализация детей в процессе обучения помогает им абилитироваться в окружающем мире и найти свое место.

Нерешенные проблемы

В мировой практике отмечается положительная динамика в развитии и состоянии детей, включенных в образовательный процесс наравне со сверстниками. Но в наших реалиях до сих пор имеется ряд трудностей, которые, к счастью, можно решить.

Первая сложность заключается в необходимости комплексных изменений традиционной системы, а с ними – переподготовки педагогов и административного состава. Этот процесс требует внушительных материальных и временных затрат.

Вторая проблема носит скорее субъективный характер: консервативность общества. Хотя уровень толерантности за последние несколько лет заметно вырос, некоторые родители относятся негативно к обучению их ребенка с особенным сверстником, а еще малыши могут сталкиваться с непониманием со стороны самих детей.

И третья сложность – в организационных моментах: некоторым детям требуется дополнительная поддержка тьютора, поскольку темпы обучения могут опережать скорость усвоения информации малыша. Кроме того, в учебном заведении, внедряющем инклюзивное образование, необходимо специальное медицинское сопровождение – более совершенное, чем простой школьный медкабинет. Нет четкого законодательства, регламентирующего права особенных детей и пока слабо работают программы по трудоустройству учащихся с ограниченными возможностями.

Хочется верить, что пройдет еще несколько лет, и инклюзивное образование станет привычной формой обучения, эффективно реализуемой в каждом городе страны. Так мы станем еще на шаг ближе к современному, толерантному миру, где особенные дети чувствуют себя не изгоями, а полноправными и уверенными в своем будущем членами общества.

Поделиться новостью