Увы, реальную ситуацию с инклюзивным образованием нельзя назвать очень уж положительной, хотя единичные случаи вызывают искренний восторг (о них мы обязательно расскажем подробнее в следующих публикациях). За границей дело обстроит лучше, но и там есть свои подводные камни.
Великобритания
Британия считается одной из передовых стран в мире по уровню инклюзивного образования.
Закон 1996 года гласит: особенные дети должны учиться на равных со сверстниками. Спустя 5 лет, в 2001 году, в него были внесены изменения, и принято новое положение об особых потребностях в образовании. Данный закон утверждал право особого ребенка обучаться в общеобразовательной школе. В дальнейшем вводились все новые и новые дополнения, которые позволяли добиться баланса в соблюдении прав всех учащихся, родителей и педагогов.
Путь к принятию инклюзивного образовании в Соединенном Королевстве был длинным, тернистым, но в итоге – вполне успешным. Сегодня основой этого направления является проект 2004 года, изданный министерством образования, под названием «Каждый ребенок важен» (Every Child Matters, или ECM). Задача документа более глобальная: не только обеспечить обучение каждого ребенка, но и помочь ему раскрыть свой потенциал, реализоваться и избежать изоляции от общества.
Правда, некоторые родители и представители общественных организаций видят в системе излишнюю стандартизацию. Понятие потенциала и реализации весьма условны даже в случае с простыми учениками, что же говорить об особенных детях?
США
В США вопросом инклюзии активно занимаются последние 25 лет. Однако впервые вопрос стал актуальным еще в 1970-х. Так, в 1973 году был принят акт, согласно которому дискриминация людей с особыми потребностями оказывалась под запретом – включая дискриминацию в образовательной сфере. Спустя 2 года утвержден акт об образовании, регулирующий бесплатное обучение особенных детей.
В 2001 году принята новая образовательная политика, которая регулируется положением «Ни один ребенок не останется вне закона» («No Child Left Behind Act», или NCLB). Он стал одним из самых спорных проектов за всю историю инклюзии в Штатах. Закон требовал от школ жестких показателей успеваемости среди всех групп учащихся. Школы, которые демонстрировали плохие показатели, наказывались: урезалось финансирование.
В стремлении добиться официальных показателей руководство было вынуждено тратить все силы на это, а не на улучшение программы или техническое оснащение школ. Поэтому на данный момент ведется работа по усовершенствованию системы и созданию более комфортных условий для обучения всех детей.
В целом ситуация с инклюзивным образованием в Америке впечатляет: около 45% всех школ внедрили и ежегодно реализуют инклюзивные программы.
Австралия
Отмечается, что за последние 15 лет количество особенных детей, отправляющихся на обучение в коррекционные учреждения, выросло. Получается, активное внедрение практик инклюзивного образование оказалось неэффективным.
Как отмечают представители ассоциации директоров, проблема связана с недостаточно продуманной системой теории и практики обучения, что в итоге приводит к формированию общей неуспеваемости класса. Решение проблемы они видят в двух направлениях: увеличение финансирования школ, которое позволило бы приглашать больше специалистов, закупать техническое оснащение, - словом, создавать условия для комфортного обучения особенного ребенка и его сверстников, а также мотивация педагогического персонала.
Это только три примера инклюзии за границей. Несмотря на трудности и препятствия на пути к созданию по-настоящему инклюзивного общества, уже сейчас эти страны демонстрируют весьма ценные результаты. А это значит, что разрушение границ между особенными и обычными детьми в обучении, общении и развитии возможно.