Коммуникативные трудности и их причины
Часто дети с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности в общении с другими людьми, в том числе с ровесниками. Они не могут обратиться с просьбой к человеку или же ответить на его вопрос, тяжело устанавливают контакт или не умеют проявлять соответствующую ситуации эмоциональную реакцию.
Причин таких серьезных проблем с коммуникацией несколько:
- биологический фактор – нарушения здоровья, связанные с функциональными и соматическими расстройствами;
- сниженная психическая активность – которая, опять же, связана с заболеваниями ребенка;
- социальный фактор – возникает при нахождении ребенка в неблагоприятной среде, например, среди агрессивно настроенных сверстников.
В результате недостатка коммуникации формируется слабая ориентация в нравственных и этических нормах, ребенок становится уязвим перед внешним миром, поскольку не способен оценить реакцию окружающих, и остается полностью зависим от родителей или опекунов.
Как происходит обучение детей с ОВЗ
Значимую роль в решении проблемы играет инклюзивное образование. Многочисленные исследования, которые проводили ученые Англии, Австрии и Испании в течение второй половины XX века доказали, что особенные дети, включенные в общество сверстников, демонстрируют заметный прогресс в развитии коммуникативных навыков.
При этом в обучение особенного ребенка также внедряется дополнительный коррекционно-развивающий курс. Он предполагает и арт-терапию, и групповые занятия с психологами, и в результате помогает решить сразу несколько задач:
- пробуждение и воспитание у ребенка интереса к социуму, формирование потребности в общении;
- развитие коммуникативных навыков, связанных с преодолением различных жизненных ситуаций;
- формирование у ребенка понимания самоконтроля – для своевременного выражения различных эмоциональных реакций.
Развитие коммуникативных навыков у особенных детей – значимая часть курса абилитации и адаптации. Цель курса – помочь ребенку самостоятельно ориентироваться в условиях окружающего мира: сходить в магазин, попросить о помощи, забрать письмо с почты – такие простые, казалось бы, действия нуждаются в тщательной проработке.
Участники «Солнечного круга» в рамках проекта «Я все смогу сам!» уже демонстрируют удивительные результаты. В списке наших достижений – неоднократные походы за покупками, посещение почты и решение бытовых домашних дел. И хотя работы еще много, имеющиеся успехи дают силы двигаться дальше.