Люди - социальные существа. Общение для человека необходимо как воздух. Знание и умение работать над развитием уровня и качества общения ребёнка входит в зону компетенции эрготерапевта.
Лишая человека общения, мы способствуем постепенной выработке выученной беспомощности, когда человек перестает чем - либо интересоваться и идти на контакт, уходит в себя. Другой экстремум такого состояния- агрессивные формы поведения, как единственный способ общения с миром.
Тему АДК, альтернативной и дополнительной коммуникации, студенты Медико- социального института изучают на протяжении нескольких модулей.
Вот, что рассказывает Татьяна: "На занятиях мы говорили о самом понятии коммуникация, кому она необходима, познакомились с матрицей коммуникации - методом оценки уровня общения безречевых детей. Мы составляли коммуникативные цели по работе с детьми, опираясь на результаты матрицы, от того на каком уровне развития находится ребенок. Этот модуль был посвящен видам АДК. Это низкотехнологичные (символы, жесты), среднетехнологические (коммуникаторы, кнопки), высокотехнологичные (айтрекер). С целью эффективного обучения рекомендуется использовать мультимодальную модель, то есть, одновременно вводить символы, жесты и слова. Так ребенок сможет выбрать наиболее подходящую систему коммуникации для себя. Если ребенок будет готов заговорть, это про произойдет.
Часто слышим, что если добавить АДК, то ребенок не заговорит. Это миф. Почему же, когда ребенок плохо видит, мы надеваем ему очки? - Чтобы помочь. И если зрение скорректируется, то очки будут не нужны, а если не исправится, то ребенок будет носить очки постоянно. Так же происходит с АДК, мы помогаем ребенку общаться с нами, предлагая доступный ему на данном этапе развития способ. АДК помогает ребенку научиться мыслить, простраивать свою внутренню речь. И если все сложится, то ребенок начнет говорить, при этом имея хороший пассивный словарь. И опять же, есть дети, которые никогда не смогут заговорить, поэтому они так и продолжат общаться, используя АДК, по возможности повышая свой уровень коммуникации. Вспомните Стивена Хокинга. Это английский физик теоретик, который в силу своего прогрессирующего заболевания, перестал двигаться. Он использовал для общения синтезатор речи, управляя сначало с помощью ручного переключателя, а потом мышцей щеки. Еще один уникальный человек, использующий и развивающий АДК- Иван Бакаидов, о котором мы говорили ранее."
Обучение Татьяны стало возможно благодаря поддержке Фонда президентских грантов.