Продолжение проекта «Я все смогу сам!» проводилось в форме интенсивных занятий с ребятами «Солнечного круга». И это не случайно. Успешная жизнь любого человека состоит из качественно отработанных навыков в различных сферах его жизни: бытовой, профессиональной, творческой, спортивной и т.п. Формирование же любого навыка для детей с ОВЗ становится затрудненным вследствие особенностей здоровья и требует более длительных и интенсивных тренировочных занятий. Качество этих занятий зачастую зависит от профессионализма педагогов, с которым работает семья ребенка. Чтобы понять необходимость интенсивных тренингов в работе, давайте рассмотрим систему формирования любого навыка, который для полноценной жизни должен стать привычкой.
Формирование навыков и привычек происходит у ребенка с первых дней его жизни. Первоначально они очень просты и основаны на безусловных рефлексах и эмоциональных состояниях. Важно закреплять у ребенка полезные привычки, а для этого необходимо неуклонно, никогда не отступая от принятого решения действовать в определенном направлении. Когда привычка выработана, мы поступаем так, потому что иначе не можем, потому что мы так привыкли.
Привычка — это компонент действия, в ее основе лежит потребность. Она формируется через подражание, в результате многократного повторения действия, через сознательные целенаправленные усилия. Например, путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ.
Привычки являются негибкой частью деятельности, которая выполняется автоматически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка в определенной степени может сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда бывает разумной и полезной.
Навыки и умения как способы действий всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на гигиенические, спортивные, учебные и т. д. Навыки формируются в результате упражнений, то есть целенаправленных и систематических повторений действий. Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений действия, но и от индивидуальных особенностей человека, его способностей к данному действию, значимости мотива его овладения. Для сохранения и упрочения навыка им следует систематически пользоваться, иначе возникает деавтоматизация действий.
Выделяют шесть этапов формирования навыка: 1) начало осмысления (понимание цели, смутное понимание средств, грубые ошибки исполнения); 2) сознательное, но неумелое использование (осознание средств и способов выполнения, неустойчивость выполнения при концентрации внимания, много лишних компонентов); 3) автоматизация (повышение качества исполнения при ослаблении интенсивности внимания, устранение лишних компонентов); 4) высокоавтоматизированный навык (точное экономное, устойчивое выполнение, превращение действия в элемент более сложного действия); 5) деавтоматизация (возвращение на второй этап); 6) вторичная автоматизация (возвращение на четвертый этап).
Навык составляют полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключения его на цели и условия действия. Физиологической основой навыка является образование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей и их функционирование (динамический стереотип).
Вот почему так важно заниматься формированием любого навыка в каждодневном общении с ребенком, закреплять в интенсивной работе над его формированием, ведь даже временное отключение от работы может привести к его деавтоматизации, если навык не доведен до автоматизма.