Казалось бы, рано еще говорить об итогах социального проекта по адаптации наших детей к окружающему миру. Но даже первые шаги уже дают свои результаты. И если после первых занятий в активном словаре ребенка появилось слово «Сам!» - это уже хороший результат. А для некоторых семей – результатище.
На занятии по кулинарии ребенок погружается в домашнюю обстановку и вместе с «родной бабушкой» учится творить кулинарные шедевры. Да, пока только самые простые, но с тщательной отработкой навыков обработки продуктов: вымыть, нарезать, отварить, пожарить, накрыть на стол и убрать за собой. Дома зачастую мы оберегаем детей от домашних дел, а здесь им доверяют и поощряют.
Заглянем в просторную класс-комнату, где собрались мини-группы наших ребятишек для отработки умений быть дома самостоятельными без мам. Да-да, мамочки терпеливо дожидаются за дверью. Вместе с педагогом помогают освоить нашим деткам горячий утюг и непослушную наволочку студенты-волонтеры. На таком занятии ребенок под защитой домашнего очага учится общаться и взаимодействовать с новыми незнакомыми людьми. А это для нас бесценный опыт.
Незаметно приоткроем дверь в класс-комнату и заглянем на занятие педагога-психолога по арт-терапии. Само по себе «рукотворчество» уже является основой для психо-моторного развития детей. Но если параллельно идет терапия цветом, формой и композицией, продуманы приемы для развития мелкой моторики, соответствующие потребностям развития наших детей, то есть в этом неоценимый лечебный и корректирующий эффект. Хочется сказать «Спасибо!» педагогу за терпение и кропотливость от мам не всегда усидчивых учеников и индивидуальный подход в соответствии с уже приобретенными навыками каждого ребенка.
Первостепенным условием успешного развития особенного ребенка является сформированная речь. Практически у всех участников проекта есть речевые проблемы. Первые занятия у логопеда прошли в форме диагностики речевых умений ребенка, поставлена цель и намечены задачи. Важно отметить, что логопед владеет разными методиками коррекции речи. И для каждого ребенка ставится задача найти свой подход и свою линию развития в рамках одной из методик. Хочется, чтобы эти занятия носили постоянный и длительный характер, чтобы в совместной деятельности специалиста, ребенка и родителя был действительный результат.
Проект лишь в самом начале своего пути. Ему нужно обязательное продолжение и размах, чтобы охватить большее число обучающихся социально-бытовому обслуживанию. Ведь времени и усилий по приобретению и отработке любого навыка для наших детей требуется больше. Особо хочется поддержать психолого-логопедическую поддержку проекта и активную деятельность наших мамочек. Так как все наши дети нуждаются в коррекции речи и психо-моторном развитии в условиях любви и заботы, пропущенных через призму своего жизненного опыта.