Принцип программ социально-бытового ориентирования
Программы социализации необходимы для улучшения качества жизни детей с особыми потребностями. Времена, когда необычные люди становились едва ли не изгоями, давно прошли: сегодня общество ориентируется на равноправие и толерантное отношение к каждому человеку.
Первым шагом на пути к эффективному включению ребенка в общество становится социально-бытовое ориентирование, нацеленное на получение основных знаний и навыков. Уже из названия понятно, что работа проводится в двух направлениях:
- Формирование у ребенка понимания социальных норм, ценностей и правил поведения;
- Обучение простейшим бытовым навыкам, необходимым для нормальной самостоятельной жизни.
Реализованные на практике программы показывают, что при интенсивной и комплексной работе, в которой участвуют и родители, и педагоги, результат оказывается заметно положительным.
Что входит в программу социально-бытового ориентирования
В рамках программы ребенок обучается простейшим, но очень важным аспектам жизни. Это понимание и умение называть части своего тела, помнить свой адрес и знать членов своей семьи. Комплекс знаний также включает умение ориентироваться в помещении, а также на улице, хотя бы в пределах своего района.
Бытовые задачи, которые приходится решать в самостоятельной жизни, решаются комплексно. Ребенок должен уметь совершать банальные кухонные манипуляции: помыть посуду, безопасно включить плиту (и не забыть ее выключить!), приготовить несложный завтрак, обед или ужин. Умение себя обслуживать включает навыки в уборке квартиры или дома, стирку и глажку белья.
Большое значение играет принятие социальных норм, установок и правил поведения, зная которые, особенный ребенок в будущем обезопасит себя от неприятных или даже опасных ситуаций.
Эффективность
При регулярном проведении занятий, грамотном поощрении успехов и терпении положительные результаты (в большей или меньшей степени) не заставят себя ждать. Вовремя принятые меры для облегчения социализации и адаптации ребенка с ОВЗ с большой вероятностью позволят самостоятельно справляться с жизненными задачи во взрослом возрасте – в значит, избежать попадания в психоневрологический интернат.