Методики работы логопеда с особенными детьми
Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми, в том числе особенными, является игра. Поэтому все занятия, вся коррекционная работа осуществляется в игровой форме. Используются речевые игры, яркие, интересные игрушки. Игра является необходимостью, без которой невозможны положительные результаты. Все психические проявления у особенных детей выражены ярче, рельефнее по сравнению с обычными детьми. Это делает невозможным работу по стандартной технологии: каждый ребенок требует своего подхода. Занятия включают в себя работу над подвижностью артикуляционного аппарата, звуками, развитие фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи.
Первый шаг коррекционной работы — развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому логопед начинает работу с развития подражательной способности ребенка, учит его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.
Удержать произвольное внимание у таких детей чрезвычайно сложно. Здесь важна каждая мелочь: расположение оборудования, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребенка, использование игрушек, к которым у него есть особое отношение и специфический интерес, местоположение педагога.
Особенности занятий
На занятиях важна динамика внимания ребенка. Чтобы не довести внимание ребенка до истощения, необходимо хотя бы на один шаг «опережать» его внутренние события. Важно вовремя заметить, когда и как переключить внимание ребенка. Когда ребенок начинает отвлекаться — уже поздно. Разрушается атмосфера занятия, эмоциональная связь нарушается.
Особый ребенок привыкает к тому, что все взрослые — от родителей до педагогов — стремятся понять его как бы «с полуслова». С одной стороны, это прекрасно, с другой стороны, у него может утрачиваться мотив, желание научиться говорить правильно. Именно поэтому на занятиях надо создавать ребенку такие условия, чтобы у него возникала потребность говорить. Но для того чтобы вербальная коммуникация стала для него привычной и необходимой, потребуется много времени.
Вся логопедическая работа проходила бы впустую при отсутствии тесного контакта с родителями и другими педагогами. Именно они обеспечивают востребованность тех навыков, над которыми идет работа на логопедических занятиях. Совместно проговариваются мельчайшие изменения в поведении ребенка, логопед просит родителей дома, а педагогов на занятиях провоцировать ребенка на применение отрабатываемых им навыков. От педагогов логопед получает обратную связь о состоянии ребенка после занятий и с учетом этого планирует стратегию занятий. Особенно это важно при работе с безречевыми детьми.
Наши результаты
Катя
«В начале проекта ее невозможно было чем-то заинтересовать, она была очень беспокойная, временами даже агрессивная, не хотела взаимодействовать. Сейчас же отмечается улучшение функций произвольного внимания, Катя начала активно вступать в диалог, с интересом работать на занятиях. У нее увеличился объем пассивного и активного словаря. Улучшились функции связной речи. Катя выучила цвета, формы и даже некоторые буквы».
Андрей
«Когда Андрей пришел на занятия, он был «погружен» в какой-то свой мир, бесконечно мог повторять одни и те же действия, только «мычал». Сейчас же это ребенок, который готов к взаимодействию, он с интересом наблюдает за действиями педагога, участвует в совместной игре, внимательно рассматривает картинки. Андрей стал лучше понимать обращенную речь, а в собственной речи появились гласные звуки и слово «мама»».
Илья
«Илья с криком и огромным нежеланием заходил в кабинет, агрессивно реагировал на любые действия педагога в его сторону, не смотрел в глаза. Сейчас же он готов взаимодействовать, он открыт к тактильным контактам, с интересом наблюдает за артикуляцией и мимикой педагога, пытается повторять. В активной речи появились гласные звуки, звукосочетания и даже несколько простых слов («Илья», «дай»)».